?

Log in

No account? Create an account

Alexander Chorny

freelance editor

Previous Entry Share Next Entry
Персональная эволюция подхода к монтажу
camera
achorny

Мой подход к монтажу за все время работы в этой области претерпел некоторые важные изменения. Мысли о том, что при монтаже я стал смотреть на другие вещи, посещали во время просмотра работ начинающих и молодых монтажеров, когда я пытался понять, как они думали и что они делали неправильно, что приводило к плохому или посредственному результату. И - что и почему я делаю по-другому?

В общем и целом, чем больше монтируешь, тем лучше видишь детали. Композиция, свет, динамика камеры и движения в кадре, оттенки эмоций актера, энергию, взаимодействие людей и объектов - каждая деталь важна. 

Главная мысль прозвучит просто: ключ к наилучшему монтажу - использование самых лучших отснятых кадров правильной длительности в правильных местах истории. Теперь попытаюсь объяснить, что имеется в виду.

Сначала я монтировал так. Сразу забирался в материал и начинал строить монтаж по мере продвижения по материалу, стараясь сразу сделать монтаж как можно законченнее, парясь над склейками, деталями и прочими тонкостями. 

Сейчас я сначала отсматриваю весь материал и делаю первоначальный отбор "игроков" - кадров, которые имеют шансы попасть в монтаж. Потом делаю черновой, структурный монтаж, чтобы видно было, как разворачивается история и какие проблемы нужно разрабатывать в первую очередь. Черновой монтаж часто бывает не особо впечатляющим и интересным, но он дает структуру будущей истории и создает ее костяк, на котором впоследствии строятся все детали и штрихи.

Потом идет работа по детализации, проходами, концентрируясь на различных участках истории. Материал берется из отобранных дублей, и только изредка приходится поднимать исходники. 

Соответственно, в конечный монтаж попадают лучшие из лучших дублей, причем лучшие в контексте истории. Умение увидеть лучшие кадры и понять их содержание и эмоции, которые они несут, совершенствуется при профессиональном росте, и разница в видении, понимании и чувстве материала и истории и составляет разницу в профессиональном уровне.

Техника монтажа (то есть законы, по которым работают собственно сочетания кадров и склейки), тоже безусловно важна, но это необходимое условие. Пожалуй, все начинающие делают упор именно на технике и не хватает внимания на собственно суть того, что лепится на таймлайне. Когда я смотрю работы начинающих монтажеров, они часто полны бессмысленных кадров, не несущих ничего, буквальностей, банальностей, не выдержанных длительностей, неправильных последних кадров, плохой мимики, неважной игры актеров, плохих пауз и т.д. Кадры слишком коротки, а потом слишком длинны - и т.п. Все это выравнивается только постоянной работой, желательно с качественной экспертной оценкой результата и разным материалом. Если постоянно самому монтировать собственноручно отснятый материал, либо просто постоянно работать одному, человек варится в собственном соку и не видит своих проблем.

Модель работы режиссер + режиссер монтажа выгодна и из-за этого, и из-за многих других причин, которые вкратце сводятся к принципу синергии (1+1=3, то есть когда результат работы двоих лучше, чем каждый бы сделал по отдельности).


  • 1
(Deleted comment)
в документальном кино мне кажется принципы те же, может воркфлоу другой немного из-за другой специфики исходного материала.

технической базой владеть безусловно нужно, это инструмент, так что в принципе логично с этого и начинать.

а по поводу телевидения, сам когда-то делал программы для ТВ, и ушел оттуда в том числе и потому, что когда нужно смонтировать получасовую программу за 4 дня, внимания деталям особого не уделишь, и работа получается поверхностная.

(Deleted comment)
ну вот, я думаю что в телеке это постоянная история. торопыжку всегда включают, да и бюджеты не те, которые позволяли бы хорошо делать. Принцип другой просто..

(Deleted comment)
дякую!
это да, но в последние года работы на всех проектах есть из чего выбирать вроде как

(Deleted comment)
да в общем-то не только в рекламе.

  • 1