?

Log in

No account? Create an account

Alexander Chorny

freelance editor

Previous Entry Share Next Entry
Использование музыки в кино | Walter Murch
camera
achorny

Отрывок из The Conversations. Walter Murch and the art of editing film, где автор и Уолтер обсуждают сцену в "Крестном отце", где персонаж Аль Пачино расстреливает Солоццо и полицейского.

Most movies use music the way athletes use steroids. There's no question that you can induce a certain emotion with music - just like steroids build up muscle. It gives you an edge, it gives you a speed, but it's unhealthy for the organism in the long run.

Большинство фильмов использует музыку так же, как спортсмены используют стероиды. Вне сомнения, можно создать определенную эмоцию с помощью музыки - так же, как стероиды помогают расти мускулам. Это дает остроту, это дает скорость, но это вредно для организма в долгосрочной перспективе.



M: ... In the hands of another filmmaker, there would be tension music percolating under the surface. But Francis wanted to save everything for those big chords _after_ Michael's dropped the gun. Even after he shoots, there's silence, and in your mind you hear Clemenza saying, "Remember, drop the gun. Everyone will be looking at the gun, so they won't look at your face." So Michael shoots them and then there's this moment of silence and then he drops the gun.

O: He doesn't even drop it, he tosses it! It's much more extraordinary gesture than a subtle drop.

M: Yeah, it's as if to say: Look at this gun! The gun hits the ground, and then the music finally comes in. It's a classic example for me of the correct use of music, which is as a collector and channeler of previously created emotion, rather than the device that creates the emotion. Music in The Godfather is almost always used in this way. I think in the long run this approach generates emotions that are truer because they come out of your direct contact with the scene itself, and your own feelings about the scene - not feelings dictated by a certain kind of music. The Godfather is a good film to study for its use of music.


М: ... В руках другого режиссера, в этой сцене была бы музыка, проникающая сквозь поверхность. Но Франсис хотел сохранить все для тех громких аккордов, которые вступали _после_ того, как Майкл бросает пистолет. Даже после того, как он стреляет, наступает тишина, и вы слышите в голове слова Клеменцы "Помни, брось пистолет. Все будут смотреть на пистолет, и тогда не увидят твоего лица." Итак, Майкл стреляет, потом этот момент тишины, и потом он бросает пистолет.

О: Он даже его не бросает, он его швыряет! И это гораздо более выразительный жест, нежели просто бросание.

М: Да, это как сказать: "Посмотрите на этот пистолет!" Пистолет ударяется об землю, и наконец вступает музыка. Для меня это классический пример правильного использования музыки, которая в данном случае является собирателем и направляющим каналом для предварительно созданной эмоции, в отличие от устройства, создающего эту эмоцию. Музыка в "Крестном отце" практически все время используется таким образом. Я думаю, в долгосрочной перспективе, в масштабе всего фильма этот подход создает более правдивые эмоции, потому что они являются результатом вашего прямого контакта с самой сценой, и вашими собственными чувствами от сцены - не чувствами, которые диктует определенная музыка. "Крестный отец" - хороший фильм для изучения того, как в нем использована музыка.

вот эта сцена на ютубе (сейчас в инете через телефон, не могу проверить насколько удачно она вырезана там):

PS Walter Murch, кроме монтажера, еще является саунд дизайнером (sound designer, sound editor).

  • 1
интересненько! )

ага, очень интересно. жаль, я это не прочитал перед тем как смонтировал свой первый фильм. Но хорошо, что прочитал перед тем, как буду монтировать второй)

в качестве отрицательного примера кстати - ужасное использование музыки в обитаемом острове.

ну я так и понял что ты под впечатлением написал )

Шумы удачно создают напряжение - вместо музыки. Тут небесспорно. Очень хочется согласиться с авторами, не пойму что мешает... то ли эти фанфары после бросания пистолета... в общем вроде все правильно написано, но сцена вся нравится до вступления музыки... Что-то ломает.

фильм был выпущен в 1972 году. конечно, по современным меркам такие духовые звучат преувеличенно и несколько наивно.

Там шумы прекрасно работают на саспенс. Партитура звуков.
Сильная сцена.
Музыка вступает открыто в самом финале. И это именно музыка. Пронзительные духовые. Конечно, им место в финале. Вырезан эпизод отлично. Всё ясно.
Хорошее интервью. Сравнение музыки со стероидами понравилось. :)

шумов кстати они отдельно коснулись в разговоре. И вытащенной пробки из бутылки, и звука поезда.

Я так и думал. А нет ли статьи целиком? И, второй вопрос, нет ли её на русском?

Это не статья, а довольно увесистая книга о 340 страницах. Вот она на амазоне:
http://www.amazon.com/gp/product/0375709827

на русском не знаю, вряд ли есть.

Спасибо! Интересно.

убийство происходит на 05:30 ;)

Вот еще с апельсинами классическая сцена. На протяжении всего действия уличные шумы и внутрикадровая откуда-то доносящаяся музыка и только после расправы над Крестным, после того как герой Брандо упал, музыка вступает тихо и нежно. По понятной причине, она не резкая и не громкая, как в сцене в ресторане.

То есть даже не музыка в кадре. Музыкой нельзя назвать. Кто-то гаммы разучивает. А потом по контрасту "настоящая" музыка.

да, отличная сцена. Никакой подготовки зрителя музыкой, нагоняющей саспенс. Только звуки, объемные звуки.

Да. Есть звуки, которые нервируют. Другие не только оказывают психологическое давление на зрителя, но являются к тому же образом или метафорой. Шум поезда переходит из одного качества в другое. Это и просто поезд, и напряжение растущее в герое (в момент, когда он готовится выйти из туалета и сжимает голову руками при растущем шуме поезда - образ). Прекрасно.

именно. Приведу здесь и еще одну цитату, относящуюся к делу:

"Но этот звук является и метафорой, потому что мы никогда не показывали рельсы метро, и звук проигрывается настолько ненормально громко, что он не подходит к тому, что мы видим в кадре объективно. Чтобы звук был настолько громким, камера должна была лежать на рельсах"

Спасибо. Замечательная иллюстрация разницы между ошибкой и образом.

  • 1